Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт


На нашем священном языке - иврите Храм называется , бейт а-микдаш — дом, посвященный [служению]. Внешне, чисто формально, Храм представлял собой здание, окруженное двором. Внутри здание разделялось на две части . Двор тоже был разделен на три части: одна для служения, связанного с корбанот.
ниже, другая предназначалась мужчинам, третья — женщинам.
В здании Храма, в первой части — (кодеш, т.е. святое местом место, посвященное служению), стояли золотой семисвечник — менора с постоянно горящими семью огнями, золотой столик- мизбеах загав, над которым поднимался дым от горения особого травяного состава, и специальный золотой стол с двенадцатью хлебами (от имени всех колен Израиля; хлеба эти менялись каждую неделю, хотя и всегда оставались свежими).

Вторая, внутренняя часть Храма, , кодеш кодашим, т.е. особо святое место, святая святых, представляла собой квадратное помещение площадью свыше 100 кв.м и высотой порядка 20 м; в нем находился ковчег с теми самыми скрижалями, с которыми Моше спустился с горы Синай (и с первыми, разбитыми, и со вторыми). В это помещение входил только коген гадоль, первосвященник, и только один раз в году — в Йом-Кипур.

А теперь о том, что происходило во дворе, о приношении корбанот.

Нет большего недоразумения, чем наши представления о них, почерпнутые из нееврейских источников. Слово , корбан, которое так неудачно переводится словом "жертвоприношение", происходит от корня — близкий. Означает оно объект, при помощи которого человек делает шаг навстречу, приближается к Всевышнему. Как это происходит практически? Он отдает что-то, принадлежащее ему (домашнее животное из его стада или купленное на его деньги специально для этой цели, часть собственного урожая, вообще, часть имущества) Всевышнему. Но как можно вообще отдать Ему что-то? Ведь бессмысленно даже предполагать, что Он в чем-то нуждается — в нашем, земном смысле. Но если мы делает что-то согласно установленным Им законам, в данном случае — согласно точно определенным в Торе законам о приношении корбанот — это и означает, что действия наши сущностно верны и все, что мы ожидаем от понятия "приношение корбанот", свершится, т.е. корбан будет принят Им в ответ...

Здесь-то и кроется весь смысл этого действия. Ведь отдать что-то свое (и тем самым признать, что все, чем владеет человек, он владеет по Его воле и, значит, владеет не абсолютно) означает признание Его — Господина мира, которому, по сути, принадлежит все.

И, кроме того, это действие, приношение корбана, есть возвышение человека над властью денег и вообще над властью материи.

Более того. В Торе говорится, что таким путем (и только в строго определенных случаях) человек снимает с себя вину (По отношению к Всевышнему, конечно; по отношению к человеку никакой корбан не снимет вины — до исправления ошибки в человеческих отношениях и компенсации ущерба).

Возможность очиститься и предстать пред Ним без груза поступков, о которых мы и сами наверняка сожалеем, — вот возможности, открываемые перед нами механизмом принесения корбанот.

Но и это еще не все. Законы устройства мира, сообщенные нам в Торе, позволяют правильно организовать принесение корбана и от имени всего народа. И это означает возвышение и очищение для всех нас, и как следствие — определение нашей судьбы на следующий день и на следующий год, — она будет лучшей, более счастливой, чем если бы мы не принесли корбан.

Однако функционирование всего комплекса Храма этим не ограничивалось. Сама конструкция его, размеры, пропорции, отдельные элементы (лишь малая доля их была перечислена выше) — все это представляло собой частью открытую, а частью закодированную модель устройства всего мира — и материального, и духовного.

Участие в функционировании святого Храма, а то и просто подъем к нему (он стоял на Храмовой горе, она же — гора Мория, она же гора Цион) и буквально — физически, и обобщенно — духовно, очищал и возвышал человека, весь народ, да и весь мир...

И теперь всего этого у нас нет. Храм разрушен.

@темы: традиция

URL
Комментарии
18.11.2011 в 14:29

Тащу в цитатник