Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Книга "Дорога уходит в даль" А. Бруштейн в нашей семье культовая. На ней выросло не одно поколение. Я и сейчас ее иногда перечитываю. Только сейчас я нахожу в ней много вопросов.
Успешный врач с большой частной практикой Яков Яновский вырос в большой и бедной еврейской семье. Он получил образование с большим трудом, часто голодая. А семья отрывала от себя последнее, чтобы помочь старшему сыну выучиться на врача. На момент повествования пятеро братьев уже с высшим образованием, а два младших заканчивают университет. Старшие, выйдя в люди, начинают помогать младшим и родителям.
Жена Якова, Елена Яновская, домохозяйка. У них в доме живет бывшая няня их дочери Сашеньки, Юзефа. Сейчас Юзефа помогает по хозяйству. У Сашеньки также есть постояно проживающая в доме гувернантка француженка мадмуазель Полина. Сашенька берет частные уроки английского и немецкого у приходящих учителей. Час урока стоит 1 рубль. Разнорабочий на пивоварне знакомого семьи Яновских, Шабанова, получает 40 копеек в день. Знакомы семьи Яновских и Шабановых через жен, которые вместе учились в институте благородных девиц. Да, Елена Яновская, еврейка, училась в интитуте. Ее отец, еврей, не выкрест, был военным врачем и получил чин генерала.
Семья Яновских - атеисты. Но на Песах все собираются у родителей Якова на седер. Елена Яновская активно участвует в еврейском благотворительном обществе.
Сашенька учится в институте благородных девиц. С ней в классе учится Маня Фейгель, дочь учителя. Отец Мани закончил Сорбонну, т.к. в Российской Империи еврея не приняли в университет. Семья Фейгель живет бедно, отец дает частные уроки. Но старший сын Матвей заканчивает университет.
Жалование учительницы в институте, в котором учится Сашенька, 15 рублей в месяц. Это для сравнения доходов.
Яков Яновский широко лечит рабочих с пивоварни Шабановых бесплатно. Он оказывает медицинкую помощь пострадавшим на первомайской демонстрации революционерам. Яков поддерживает ссыльного студента-медика и использует свои связи в высших кругах полицейского ведомства, чтобы составить ему протекцию, рискуя своей репутацией. Сашенька посещает революционный кружок, семья ее поощряет. Яновские организуют в своем доме лекции по делу Дрейфуса и подпольные лотореи по сбору средств в пользу политзаключенных.
Почему успешные и далеко не бедствующие люди так сочувствуют революции? Почему в еврейской среде интеллигенции так популярны идеи социальной справедливости?
Казалось бы, выбились в люди, не чувствуют никаких притеснений, живут более чем в достатке... Что мешает жить тихо и спокойно? Еврейская душа? Если ответить на этот вопрос, можно будет понять почему в русской революции был такой большой процент евреев.
Успешный врач с большой частной практикой Яков Яновский вырос в большой и бедной еврейской семье. Он получил образование с большим трудом, часто голодая. А семья отрывала от себя последнее, чтобы помочь старшему сыну выучиться на врача. На момент повествования пятеро братьев уже с высшим образованием, а два младших заканчивают университет. Старшие, выйдя в люди, начинают помогать младшим и родителям.
Жена Якова, Елена Яновская, домохозяйка. У них в доме живет бывшая няня их дочери Сашеньки, Юзефа. Сейчас Юзефа помогает по хозяйству. У Сашеньки также есть постояно проживающая в доме гувернантка француженка мадмуазель Полина. Сашенька берет частные уроки английского и немецкого у приходящих учителей. Час урока стоит 1 рубль. Разнорабочий на пивоварне знакомого семьи Яновских, Шабанова, получает 40 копеек в день. Знакомы семьи Яновских и Шабановых через жен, которые вместе учились в институте благородных девиц. Да, Елена Яновская, еврейка, училась в интитуте. Ее отец, еврей, не выкрест, был военным врачем и получил чин генерала.
Семья Яновских - атеисты. Но на Песах все собираются у родителей Якова на седер. Елена Яновская активно участвует в еврейском благотворительном обществе.
Сашенька учится в институте благородных девиц. С ней в классе учится Маня Фейгель, дочь учителя. Отец Мани закончил Сорбонну, т.к. в Российской Империи еврея не приняли в университет. Семья Фейгель живет бедно, отец дает частные уроки. Но старший сын Матвей заканчивает университет.
Жалование учительницы в институте, в котором учится Сашенька, 15 рублей в месяц. Это для сравнения доходов.
Яков Яновский широко лечит рабочих с пивоварни Шабановых бесплатно. Он оказывает медицинкую помощь пострадавшим на первомайской демонстрации революционерам. Яков поддерживает ссыльного студента-медика и использует свои связи в высших кругах полицейского ведомства, чтобы составить ему протекцию, рискуя своей репутацией. Сашенька посещает революционный кружок, семья ее поощряет. Яновские организуют в своем доме лекции по делу Дрейфуса и подпольные лотореи по сбору средств в пользу политзаключенных.
Почему успешные и далеко не бедствующие люди так сочувствуют революции? Почему в еврейской среде интеллигенции так популярны идеи социальной справедливости?
Казалось бы, выбились в люди, не чувствуют никаких притеснений, живут более чем в достатке... Что мешает жить тихо и спокойно? Еврейская душа? Если ответить на этот вопрос, можно будет понять почему в русской революции был такой большой процент евреев.
Значит, дело, все-таки, в т.н. еврейской душе. Если нет бога, надо ее занять чем-то другим. Важным и возвышенным?
Во-вторых, дело происходит в Вильно, за чертой оседлости, где только и может жить, не бедствовать и практиковать Яков Яновский. Он хоть десять раз успешный врач, но на поступление детей даже в этот институт существуют квоты, и там, где другие дети могут ответить через пень-колоду, ребенок-еврей должен отвечать так, чтобы от зубов отскакивало. Это что касается еврейского вопроса.
Насчет небедствующих, да, конечно, Сашенька берет уроки языков, да, они обходятся, видимо, рублей по 40 в месяц (если, скажем, английским она занимается час каждый день и занимается еще и немецким - вероятно, столько же), да, они занимаются благотворительностью, но - Яков Яновский вкалывает почти круглосуточно - и, судя по всему, весьма большая часть этих денег уходит на образование Сашеньки, а потом ее брата. Почему? А потому что ребенок-еврей имеет шансы получить хоть какое-то место в жизни только будучи образованным - тем более, девочка, которой и высшее образовании разрешили получать только-только. приданого у нее очевидно нет.
Заметьте, они шьют школьную форму с дополнительными рукавами, но платят за уроки.
А насчет того, почему лечит рабочих - так клятва Гиппократа... и потом - памятуя о всяких Юльках, чернявых хлопчиках, Вацеках и прочих виленских персонажах - ну думаю, Яновский за революцию потому что не считает, что происходящее с ними - норма. Он сам из этого же вышел и прекрасно понимает, что это такое. Ну почти. Вот благодаря этом "почти" ему удалось выучиться и встать на ноги, а у них это "почти" (образование) получить никаких шансов.
Клятва Гиппократа действует, если к врачу обратились за помощью. Яков ездит в Боварню специально, чтобы лечить рабочих.
А "увидеть" Юльку, булочницу Ханну, мороженщика Андрея надо уметь. Для этого надо иметь особое зрение. Собственное благополучие обычно мешает "видеть".
И ходить ночью с квартиры на квартиру после 1-го мая тоже не клятва Гиппократа заставляет.
К тому же, черта оседлости не распространялась на купцов 2-й гильдии и на дипломированных специалистов.
И частые нарекания от знакомых, что Яков много времени тратит на бесплатных больных, вместо того, чтобы иметь дополнительный заработок. И так считает не только Юзефа, лицо пристрастное, но и Шабанов, недолюбливающий Якова.
Кроме того. не забывайте все-таки, что книга писана в 50-е. В чем же еще персонаж этой поры мог видеть справедливость?
Что же касается многих других - так Якова Яновского и в этой книге чудаком считали чуть не все окружающие, если помните.
Равно как и Лида Карцева, Варя Забелина, Катя Кандаурова и куча других нееврейских персонажей.
И что-то мне подсказывает, что Степа Разин - не еврей
И в итоге - ну и что? евреи, русские, поляки, татары - и что? Еще была Полина Пикар, так она вообще француженка. Извините, мне кажется, Вы немного преувеличиваете роль национальной принадлежности.
Если что, я считаю коммунистические ценности прекрасной идеей и поведение Якова Яновского в целом я полагаю правильным и единственно возможным для порядочного человека его статуса, уровня достатка и социального положения - в его ситуации. Но я не думаю, что его корректно называть революционером. И не думаю, что он был в большом восторге году эдак в 18-м. Ну, во всяком случае, не думаю, что в большом восторге был прототип.
Что же касается евреев и их роли в революции... А имхо забавная вещь получалась: ввиду наличия квот на получение образования им приоходилось очень хорошо учиться, тогда как лояльность к власти (опять же по понятным причинам) была практически на нуле. К слову, конечно, черта оседлости на дипломированных специалистов формально не распространялась - но, думаю, это было в значительной степени формальностью, поскольку следовало вгрохать массу усилий в то, чтобы доказать, что ты дипломированный специалист, а не недочеловек, которого следует поселить подальше. То есть, жить-то никто не запретит, но надо же еще и работу найти... Словом, роль образованных евреев в революции действительно, полагаю была велика - как и роль нелояльной к власти интеллигенции в целом.
А вот вопрос о причинах нелояльности, о мотивах, приведших к революции и о качественной оценке оной - думаю вопрос второй.
И, все таки, остается вопрос. Чтобы выбиться люди, получить достойный социальный статус евреям приходилось прикладывать огромные усилия. При отсутствии права землевладения оставалось два пути: ростовщичество с целью накопления капитала и дальнейшего продвижения по торговой линии и получение образования. Среди коммерсантов революционных идей не наблюдалось. А вот новоиспеченная интеллигенция, как раз, очень интересовалась социальными проблемами. Конечно, таково свойство любой интеллигенции, но именно еврейская отличалась активностью. Взять хотя бы лидеров ведущих революционных партий. И мой вопрос именно в том, почему, затратив огромные усилия для достижения приличного статуса и достатка, люди не наслаждались достигнутой целью, а ставили новые, идиалистические цели? Этери считает, что отход от вековой религии оставил некую пустоту в душе, которую стремились заполнить иными высокими идеалами. Как правило, люди изучающие точные и естественные науки теряют веру в бога. А генетическая память требует иметь веру и служить ей. Видимо, вера в социальную справедливость являлась сублимацией неутоленных духовных потребностей. Возможно, поэтому евреи-коммерсанты, добившись успеха, совершенно не стремились улучшить мир. Их образ жизни не противоречил традиционным еврейским ценностям и все духовные потребности удовлетворялись в рамках иудаизма. Это один из возможных ответов на мой вопрос и на вечные обвинения жидов в захвате власти.
Я бы могла еще пуститься в рассуждения о национальном характере русского народа, которым испокон веков правили инородцы, но не хочу в очередной раз быть обвиненной в национализме и ксенофобии. ))