Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Книга "Дорога уходит в даль" А. Бруштейн в нашей семье культовая. На ней выросло не одно поколение. Я и сейчас ее иногда перечитываю. Только сейчас я нахожу в ней много вопросов.

Успешный врач с большой частной практикой Яков Яновский вырос в большой и бедной еврейской семье. Он получил образование с большим трудом, часто голодая. А семья отрывала от себя последнее, чтобы помочь старшему сыну выучиться на врача. На момент повествования пятеро братьев уже с высшим образованием, а два младших заканчивают университет. Старшие, выйдя в люди, начинают помогать младшим и родителям.
Жена Якова, Елена Яновская, домохозяйка. У них в доме живет бывшая няня их дочери Сашеньки, Юзефа. Сейчас Юзефа помогает по хозяйству. У Сашеньки также есть постояно проживающая в доме гувернантка француженка мадмуазель Полина. Сашенька берет частные уроки английского и немецкого у приходящих учителей. Час урока стоит 1 рубль. Разнорабочий на пивоварне знакомого семьи Яновских, Шабанова, получает 40 копеек в день. Знакомы семьи Яновских и Шабановых через жен, которые вместе учились в институте благородных девиц. Да, Елена Яновская, еврейка, училась в интитуте. Ее отец, еврей, не выкрест, был военным врачем и получил чин генерала.
Семья Яновских - атеисты. Но на Песах все собираются у родителей Якова на седер. Елена Яновская активно участвует в еврейском благотворительном обществе.
Сашенька учится в институте благородных девиц. С ней в классе учится Маня Фейгель, дочь учителя. Отец Мани закончил Сорбонну, т.к. в Российской Империи еврея не приняли в университет. Семья Фейгель живет бедно, отец дает частные уроки. Но старший сын Матвей заканчивает университет.
Жалование учительницы в институте, в котором учится Сашенька, 15 рублей в месяц. Это для сравнения доходов.
Яков Яновский широко лечит рабочих с пивоварни Шабановых бесплатно. Он оказывает медицинкую помощь пострадавшим на первомайской демонстрации революционерам. Яков поддерживает ссыльного студента-медика и использует свои связи в высших кругах полицейского ведомства, чтобы составить ему протекцию, рискуя своей репутацией. Сашенька посещает революционный кружок, семья ее поощряет. Яновские организуют в своем доме лекции по делу Дрейфуса и подпольные лотореи по сбору средств в пользу политзаключенных.

Почему успешные и далеко не бедствующие люди так сочувствуют революции? Почему в еврейской среде интеллигенции так популярны идеи социальной справедливости?

Казалось бы, выбились в люди, не чувствуют никаких притеснений, живут более чем в достатке... Что мешает жить тихо и спокойно? Еврейская душа? Если ответить на этот вопрос, можно будет понять почему в русской революции был такой большой процент евреев.

Комментарии
26.01.2012 в 14:39

Cамое страшное не то, что мы теперь взрослые, а то, что теперь взрослые – это мы.
г-жа Лилит., а ты скажи, почему САшенькину маму, года, наверное, 1870, звали Леночкой? Как случилось, что ее семья уже как минимум пару поколений не была религиозной? Евреи потеряли веру, и им нужно было срочно найти что-то новое.
26.01.2012 в 14:43

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Этери_, т.е. революция была новой религией? У Стругацких: "Если у еврея отнять веру в Бога, а русского - веру в доброго царя, они способны черт знает на что."
Значит, дело, все-таки, в т.н. еврейской душе. Если нет бога, надо ее занять чем-то другим. Важным и возвышенным?
26.01.2012 в 14:52

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
А мы в школе учили, что это была прогрессивная интеллигенция. Они умели думать и понимали несправедливость существующего строя.
26.01.2012 в 14:52

Cамое страшное не то, что мы теперь взрослые, а то, что теперь взрослые – это мы.
где-то так.
26.01.2012 в 14:58

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Rozzy, еще одно объяснение активного присутствия евреев в революции - умение думать. Согласись, что увидеть несправедливость строя, имея все и сверх того, довольно сложно.
26.01.2012 в 15:08

"Быть — это самое странное".
Во-первых, Яков Яновский учился в университете аккурат в 60-х, а шестидесятники 19 века были ничуть не хуже шестидесятников 20. Им обещали реформы и не дали.
Во-вторых, дело происходит в Вильно, за чертой оседлости, где только и может жить, не бедствовать и практиковать Яков Яновский. Он хоть десять раз успешный врач, но на поступление детей даже в этот институт существуют квоты, и там, где другие дети могут ответить через пень-колоду, ребенок-еврей должен отвечать так, чтобы от зубов отскакивало. Это что касается еврейского вопроса.
Насчет небедствующих, да, конечно, Сашенька берет уроки языков, да, они обходятся, видимо, рублей по 40 в месяц (если, скажем, английским она занимается час каждый день и занимается еще и немецким - вероятно, столько же), да, они занимаются благотворительностью, но - Яков Яновский вкалывает почти круглосуточно - и, судя по всему, весьма большая часть этих денег уходит на образование Сашеньки, а потом ее брата. Почему? А потому что ребенок-еврей имеет шансы получить хоть какое-то место в жизни только будучи образованным - тем более, девочка, которой и высшее образовании разрешили получать только-только. приданого у нее очевидно нет.
Заметьте, они шьют школьную форму с дополнительными рукавами, но платят за уроки.
А насчет того, почему лечит рабочих - так клятва Гиппократа... и потом - памятуя о всяких Юльках, чернявых хлопчиках, Вацеках и прочих виленских персонажах - ну думаю, Яновский за революцию потому что не считает, что происходящее с ними - норма. Он сам из этого же вышел и прекрасно понимает, что это такое. Ну почти. Вот благодаря этом "почти" ему удалось выучиться и встать на ноги, а у них это "почти" (образование) получить никаких шансов.
26.01.2012 в 15:17

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, школьную форму шьют с запасными рукавами из-за неаккуратности Сашеньки, т.к. ее мама заказывает платье у очень дорогой портнихи, которой нахамила Сашенька.
Клятва Гиппократа действует, если к врачу обратились за помощью. Яков ездит в Боварню специально, чтобы лечить рабочих.
А "увидеть" Юльку, булочницу Ханну, мороженщика Андрея надо уметь. Для этого надо иметь особое зрение. Собственное благополучие обычно мешает "видеть".
И ходить ночью с квартиры на квартиру после 1-го мая тоже не клятва Гиппократа заставляет.

К тому же, черта оседлости не распространялась на купцов 2-й гильдии и на дипломированных специалистов.

И частые нарекания от знакомых, что Яков много времени тратит на бесплатных больных, вместо того, чтобы иметь дополнительный заработок. И так считает не только Юзефа, лицо пристрастное, но и Шабанов, недолюбливающий Якова.
26.01.2012 в 15:28

"Быть — это самое странное".
г-жа Лилит., ну ок, придем к выводу, что Яков Яновский так понимал долг порядочного человека=)
26.01.2012 в 15:32

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, вот в этом и вопрос. Почему для него порядочность состояла в максимально возможной помощи неимущим и стремлении изменить мир в соответствии с его пониманием справедливости? А многих других, считающих себя порядочными людьми, такое положение вещей не трогало?
26.01.2012 в 15:38

"Быть — это самое странное".
г-жа Лилит., хм... вообще-то я не думаю, что он думал об изменении мира. И более того, полагаю, представлял себе в качестве революции нечто другое, чем представляем мы, более, чем сто лет спустя.
Кроме того. не забывайте все-таки, что книга писана в 50-е. В чем же еще персонаж этой поры мог видеть справедливость?
Что же касается многих других - так Якова Яновского и в этой книге чудаком считали чуть не все окружающие, если помните.
26.01.2012 в 15:41

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, дедушка Сашеньки разделял взгляды сына. Матвей Фейгель был сослан в солдаты за студенческие беспорядки. И его семья его поддерживала. Все выведенные еврейские персонажи так или иначе сочувствовали революции.)
26.01.2012 в 15:44

"Быть — это самое странное".
г-жа Лилит., ну и что? Выведенные польские персонажи (многие) ей тоже сочувствовали, а также Иван Константинович Рогов и Ленька Хованский (который вообще, строго говоря, дворянин). И арештант Павел Григорьевич.
Равно как и Лида Карцева, Варя Забелина, Катя Кандаурова и куча других нееврейских персонажей.
26.01.2012 в 15:51

"Быть — это самое странное".
К слову, далеко не все еврейские персонажи сочувствуют революции. есть всякие купцы Зильберберги (глава про скупого рыцаря), Бурдесы и прочие дааалеко не сочувствовавшие революции персонажи. Если уж на то пошло).
26.01.2012 в 23:48

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, ну да, еврейская интеллигенция довольно активно участвует в революционном движении. В молодежном кружке, кроме Лени Хованского, Гриши Ярчука, Вари Забелиной, Люси Сущевской, были Сашенька Яновская, Маня Фейгель, Макс и Диночка Штейнберги. Из восьми человек - четверо евреи. Да и Варя с Люсей попали туда благодаря Сашеньке. Кружок организовали Разин и Шнир.
27.01.2012 в 09:28

"Быть — это самое странное".
г-жа Лилит., кхм... кружок инициировали Разин и Шнир? Организовался он силами самих гимназистов-институток ДО того, как Шнир и Разин собрались послать к ним кого-нибуль "вразумить". К слову, собирался он у Ивана Константиновича Рогова, а вел его Александр Степанович Ветлугин, профессиональный революционер. Варя с Лидой попали в кружок не благодаря Сашеньке, а после обсуждения состава Сашенькой и Лёней. И к слову, таким образом получится, что Макс и Диночка попали в кружок благодаря Лёне. Если уж тогда все вспоминать.
И что-то мне подсказывает, что Степа Разин - не еврей ;) точнее, мне это подсказывает текст Бруйштейн.

И в итоге - ну и что? евреи, русские, поляки, татары - и что? Еще была Полина Пикар, так она вообще француженка. Извините, мне кажется, Вы немного преувеличиваете роль национальной принадлежности. ;) Ибо если она столь велика - так как же быть с Бурдесами?
27.01.2012 в 22:51

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, я хочу понять почему процент революционеров-евреев несоизмерим с процентом еврейского населения Российской Империи. Я пытаюсь найти ответ в автобиографической книге, написанной свидетельницей событий.
27.01.2012 в 23:24

"Быть — это самое странное".
г-жа Лилит., так процентов революционеров любой другой национальности несоизмерим с процентом населения этой самой национальности - хоть в Российской Империи, хоть во Французской, хоть где угодно еще. Вообще же, статистически желание устраивать чужую жизнь (в том числе и жизнь своей страны и проч.) в той или иной степени вместо своей собственной - является девиацией (сиречь, отклонением от нормы). Люди, имхо, в целом, довольно несложно устроены - в том смысле, что все хотят быть счастливы, и только немногие из них видят свое счастье в устройстве чужой судьбы. Это может иметь положительные последствия - в виде благотворительности, бесплатных школ и больниц и прочего. Но это долго и в целом скучно. А революционеры в массе своей - люди нетерпеливые (как мне кажется, в силу возраста) и тогда случается "весь мир насилья мы разроем до основанья". Возникает резонный вопрос - а зачем?
Если что, я считаю коммунистические ценности прекрасной идеей и поведение Якова Яновского в целом я полагаю правильным и единственно возможным для порядочного человека его статуса, уровня достатка и социального положения - в его ситуации. Но я не думаю, что его корректно называть революционером. И не думаю, что он был в большом восторге году эдак в 18-м. Ну, во всяком случае, не думаю, что в большом восторге был прототип.
Что же касается евреев и их роли в революции... А имхо забавная вещь получалась: ввиду наличия квот на получение образования им приоходилось очень хорошо учиться, тогда как лояльность к власти (опять же по понятным причинам) была практически на нуле. К слову, конечно, черта оседлости на дипломированных специалистов формально не распространялась - но, думаю, это было в значительной степени формальностью, поскольку следовало вгрохать массу усилий в то, чтобы доказать, что ты дипломированный специалист, а не недочеловек, которого следует поселить подальше. То есть, жить-то никто не запретит, но надо же еще и работу найти... Словом, роль образованных евреев в революции действительно, полагаю была велика - как и роль нелояльной к власти интеллигенции в целом.
А вот вопрос о причинах нелояльности, о мотивах, приведших к революции и о качественной оценке оной - думаю вопрос второй.
28.01.2012 в 01:51

Достоинство! Всегда достоинство! (с) Эммет Ханикатт
Merrybran Brandybuck, я думаю, большинство революционеров, а вернее, сочувствующих революционным настроениям не предполагали к чему приведет большевисткая революция. Более того, их бы устроила и конституционная манархия. Вспомните, с какими надеждами ждали манифест Николая Второго после смерти его отца. А уж то, что вся прогрессивная интеллигенция удовлетворилась бы нормальной республикой, без диктатуры пролетариата, это точно.
И, все таки, остается вопрос. Чтобы выбиться люди, получить достойный социальный статус евреям приходилось прикладывать огромные усилия. При отсутствии права землевладения оставалось два пути: ростовщичество с целью накопления капитала и дальнейшего продвижения по торговой линии и получение образования. Среди коммерсантов революционных идей не наблюдалось. А вот новоиспеченная интеллигенция, как раз, очень интересовалась социальными проблемами. Конечно, таково свойство любой интеллигенции, но именно еврейская отличалась активностью. Взять хотя бы лидеров ведущих революционных партий. И мой вопрос именно в том, почему, затратив огромные усилия для достижения приличного статуса и достатка, люди не наслаждались достигнутой целью, а ставили новые, идиалистические цели? Этери считает, что отход от вековой религии оставил некую пустоту в душе, которую стремились заполнить иными высокими идеалами. Как правило, люди изучающие точные и естественные науки теряют веру в бога. А генетическая память требует иметь веру и служить ей. Видимо, вера в социальную справедливость являлась сублимацией неутоленных духовных потребностей. Возможно, поэтому евреи-коммерсанты, добившись успеха, совершенно не стремились улучшить мир. Их образ жизни не противоречил традиционным еврейским ценностям и все духовные потребности удовлетворялись в рамках иудаизма. Это один из возможных ответов на мой вопрос и на вечные обвинения жидов в захвате власти.
Я бы могла еще пуститься в рассуждения о национальном характере русского народа, которым испокон веков правили инородцы, но не хочу в очередной раз быть обвиненной в национализме и ксенофобии. ))