Заключение брака.
Брак считается заключенным, когда мужчина в присутствии свидетелей передает женщине кольцо с намерением заключить брак и произносит: "Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля". Принятие кольца - согласие женщины вступить в брак. С этого момента она считается замужней женщиной со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. читать дальшеСама передача подарка женщине, посредством которой устанавливается брак, называется эрусин ("обручение"). Во всех общинах Израиля принято передавать кольцо женщине под растянутым полотном, талитом или куском плотной ткани (хупа), которые символизируют пространство принадлежащее жениху, вводящему обрученную женщину в свое владение. Передача кольца именно под свадебным балдахином, а не в помещении или под открытым небом называется кидушин ("освящение" или "посвящение женщины мужчине").
После передачи кольца зачитывается брачный договор (ктуба), в котором перечислены обязанности мужа по отношению к жене, указанные в Торе, и те, которые он добровольно принимает на себя.
Основная цель этого документа - защитить права женщины в том случае, если она овдовеет или если муж решит развестись с ней. Как правило, в ктубе говорится, что в такой-то и такой-то день в таком-то и таком-то месте жених (указывается его имя) пожелал сказать невесте (указывается ее имя) следующие слова: "Будь моей женой в соответствии с законом Моше и Израиля. Я буду работать для тебя, я буду уважать тебя. Я обеспечу тебя всем необходимым, как это положено мужьям из народа Израиля, которые работают для своих жен, уважают их, снабжают всем необходимым и живут с ними в правде". Далее указывается конкретная сумма денег, которую муж обязуется выплатить жене в случае развода. Минимальная сумма составляет 200 зуз для девушки, выходящей замуж в первый раз, и 100 зуз - в случае разведенной женщины или вдовы. Жених может по своему желанию назвать любую другую сумму. Далее содержится декларация об ответственности всем имуществом за выплату этой суммы в случае развода: "Все мое имущество, даже одежда на моих плечах, считается гарантией выплаты этой суммы (в случае развода)"
Развод.
Теоретически право развестись полностью отдано в руки мужа. читать дальшеЕсли жена отличается нескромным поведением, то муж обязан развестись с ней. Супружеская измена рассматривается не только как преступление по отношению к своей семье, но и как посягательство на мировой Божественный порядок.
Мудрецы ввели целый ряд законов с целью воспрепятствовать возможному увеличению числа разводов. Так, например, постановление о том, что обязательство выплатить жене в случае развода определенную сумму денег вступает в силу с момента написания ктубы, ставит своей целью сделать развод для мужа проблематичным с финансовой точки зрения. С той же целью мудрецы обязали писать разводное письмо по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. Разводное письмо, написанное в произвольной форме без учета того, что должен быть выбран определенный пергамент и использованы особые чернила, не признается еврейским судом. Муж, задумавший развестись с женой, был вынужден обращаться к профессиональному писцу, который мог выполнить свою работу, только получив разрешение еврейского суда данной общины. Для того, чтобы получить разрешение написать разводное письмо, муж должен был объяснить суду причину, по которой он собирается расторгнуть брак. Далеко не всегда он мог с легкостью сделать это. Мудрецы готовы были использовать любую возможность, чтобы отказать мужу в реализации своей привилегии. "Если возникает сомнение в том, из-за чего возникла ссора между супругами, не следует верить мужу, который утверждает, что разрыв нормальных отношений был спровоцирован женой, т.к. женщины, в подавляющем большинстве, любят мир и спокойствие в своем доме" ("Шулхан Арух").
Однако может возникнуть ситуация, при которой женщине разрешается обратиться в суд, чтобы тот вынудил ее мужа написать разводное письмо: например, когда мужчина занят недостойным делом. Мудрецы на протяжении нескольких столетий прикладывали значительные усилия для того, чтобы разработать постановления, обеспечивающие равные права женщинам. В 1000 г. рабейну Гершом вынес постановление, обязательное в настоящее время для всего ашкеназского еврейства, которое запрещает передавать женщине разводное письмо против ее воли во всех случаях, кроме супружеской измены. Рамбам пишет: Если женщина говорит: "Мой муж отвратителен мне, и я отказываюсь жить с ним", мужчина должен написать разводное письмо, потому что жена не может быть приравнена к пленннице, которая лишена поступать в соответствии со своим желанием.
Мудрецы Торы, введя целый ряд постановлений, ограничивающих формальное право мужчины по собственному желанию развестись с женой в любой момент и без объяснения причин, сделали развод возможным только по обоюдному согласию сторон. Как брак заключается по обоюдному согласию, так и развод может быть произведен только при согласии обеих сторон.
Согласно законам Торы у мужа имеется целый ряд обязательств в отношении жены. Одно из основных обязательств – обязанность платить алименты, которая следует из основного обязательства – содержать жену. ...жена, в отличие от мужа, вправе не работать вообще, ее обязанностью, как уже упоминалось, является ведение домашнего хозяйства, за что жена получает как бы заработную плату от мужа в виде обеспечения.
Если жена привыкла к определенному уровню жизни, она имеет право продолжать жить в соответствии с этим уровнем, и обязанностью мужа является обеспечить ее нужды в соответствии с тем, к чему она привыкла.
Галаха устанавливает: «жена поднимется с мужем своим и не спуститься с ним», это означает, с одной стороны, что жена может требовать от мужа обеспечить ей уровень жизни, который он исходя из своего материального и социального положения в состоянии ей обеспечить, и с другой стороны, что она не может «опуститься» на уровень жизни ниже, чем был у нее до вступления в брак. Жена имеет право на тот же уровень жизни, который муж позволяет себе, и уровень ее жизни проистекает непосредственно из заработка и доходов мужа от различных источников. В связи с тем, что жена «поднимается с мужем» она вправе получать алименты в соответствии с его «богатством и уважением», муж не может требовать от жены удовольствоваться низким уровнем жизни, если сам в состоянии обеспечит более высокий уровень.
Все вышесказанное актуально и в наше время в религиозном браке.
Брак и развод по-еврейски.
Заключение брака.
Брак считается заключенным, когда мужчина в присутствии свидетелей передает женщине кольцо с намерением заключить брак и произносит: "Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля". Принятие кольца - согласие женщины вступить в брак. С этого момента она считается замужней женщиной со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. читать дальше
Развод.
Теоретически право развестись полностью отдано в руки мужа. читать дальше
Все вышесказанное актуально и в наше время в религиозном браке.
Брак считается заключенным, когда мужчина в присутствии свидетелей передает женщине кольцо с намерением заключить брак и произносит: "Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля". Принятие кольца - согласие женщины вступить в брак. С этого момента она считается замужней женщиной со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. читать дальше
Развод.
Теоретически право развестись полностью отдано в руки мужа. читать дальше
Все вышесказанное актуально и в наше время в религиозном браке.