Авраам был первым евреем, до него евреев в мире вообще не было. Что же заключает в себе само слово «еврей»?
читать дальшеНа иврите оно звучит как «иври», что является производным от слова эвер, то есть, в переводе — «сторона». Иначе говоря, термин иври подразумевает, что человек, называющий себя иври, находится «по другую сторону».
Первым человеком, который назвал себя так (иври или — еврей) и был Авраам (см. Берешит, гл. 14, ст. 13).
Но как понимать выражение «по другую сторону»?
«Сторона» в данном контексте — это выбор, который делает человек: быть с Творцом, следуя законам Его Мудрости, или руководствоваться мировоззрением, в основе которого — «рукотворные изобретения» людей — придуманные ими религии, теории и т.п.
Человечество во времена Авраама (да и сейчас — в подавляющем большинстве) выбирало именно эту «рукотворную сторону». Авраам же выбрал другую. И, что особенно важно — он видел себя основателем рода, а не «группы последователей». Продолжателем рода Авраама стал его сын Ицхак, род Ицхака продолжил его сын — Яаков.
Часто спрашивают: почему праотцами называют всех троих — Авраама, Ицхака и Яакова? Разве не достаточно было бы сказать, что наш праотец — Авраам?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить историю. У Авраама было два сына: Ицхак и Ишмаэль. И только Ицхак взял на себя ответственность за продолжение рода и воплощение идеи — быть иври (евреем).
Точно так же и у Ицхака было двое сыновей — Яаков и Эсав. Но только один из них, Яаков, ощутил ответственность за продолжение рода и пути Авраама и Ицхака.
А вот у Яакова было двенадцать сыновей. И все они стали продолжателями рода иври (евреев). Причем — в любых условиях, в которых они оказывались, в любом месте, куда забрасывала их судьба. Сын Яакова Йосеф, к примеру, оставался евреем (то есть с Творцом и Его Торой, выполняя заповеди), даже тогда, когда был рабом у египтян. Он остался верен идее и тогда, когда стал премьер-министром Египта. И не случайно именно о нем написано: «А там (в египетской тюрьме) был с нами молодой человек — еврей (в оригинале на иврите — иври)» (Берешит, гл. 41, ст. 12).
Слово «иудей» образовалось в результате трансформации слова «иегуди», одного из названий представителя нашего народа, которое произошло от имени Иегуда, четвертого сын нашего праотца Яакова.
Термин «иудаизм» привнесен в нашу среду извне. Появился он в 19-м веке в Германии.
То есть «иудей» — это, по сути, любой еврей, независимо от того, какое отношение он имеет к «иудаизму».
Теперь, для полной ясности, заменим термин «иудей» словом «еврей», а «иудаизм» назовем гораздо более подходящим по смыслу термином — «еврейское мировоззрение». И — ответим на оставшиеся вопросы.
1. В основе еврейского мировоззрения — вера в то, что мир создал Всевышний . Родоначальником Учения о Едином Творце и прародителем еврейского народа был Авраам, а сформулировано оно в Торе, которую наш народ получил от Творца мира в 1312 г. до н.э. (более 3.300 лет назад) у горы Синай.
2. Еврейство определяется не убеждениями, но — наличием «дополнительной» еврейской души, которую либо получают от матери-еврейки, либо — приобретают в процессе истинного гиюра. Поэтому все мы, евреи — «верующие» и «неверующие» — единый народ. Эта душа не дает каких-либо практических преимуществ, она служит дополнительным сосудом для наполнения Торой.
3. Так же и евреи, принявшие другую религию, остаются евреями, иудеями. Отказаться от еврейской души невозможно, она в ведении Творца. Еврей всегда может вернуться к еврейскому мировозрению и никакого специального ритуала для этого не требуется.
Кто еврей, а кто иудей?
Авраам был первым евреем, до него евреев в мире вообще не было. Что же заключает в себе само слово «еврей»?
читать дальше
читать дальше