Район ХАБАД представляет из себя религиозный район Кирьят-Малахи. Основное население - русскоговорящие, вернувшиеся к религии, как здесь говорят, "вернувшиеся к ответу". Возможно, эта специфика сыграла со мной злую шутку. Но об этом позже. Самой известной там личностью был Шолом-Бер Горелик. Он был из алии (волны репатриации) 70-х. Была ли у него какая-то должность, я не знаю, но главным был он. Вот Шолом-Бер и пригласил нас на колективную бар-мицву. Бар-мицва - это праздник совершеннолетия еврейского мальчика. Когда ему исполняется 13 лет, он считается достаточно взрослым, что бы принять на себя все заповеди Торы. Мальчик становится мужчиной. В этот день его вызывают к чтению Торы. А родные устраивают большой праздник. В день нашего приезда было несколько таких именинников. И праздник устроили общий. Нас посадили за столики. С нами за столом сидели две женщины, то ли бухарские, то ли кавказкие еврейки. Когда торжественная часть закончилась, мужчины вышли танцевать. Женщины хлопали и улюлюкали. Две наши соседки полностью заглушили меня. В ростовской школе была завуч Людмила Давыдовна. Она могла бы командовать полком при артобстреле. Голос у нее был зычный. Так вот она, исходя из моих голосовых данных, прочила меня на свое место, когда она выйдет на пенсию. Но моя тренированная глотка не шла ни в какое сравнение с возможностями моих соседок. Веселье наростало. Один мужчина даже сделал стойку на руках. Брюки задрались и были видны волосатые ноги и хлобчатобумажные носки. Борода доставала до пола. Я подумала, как, наверное, неловко чувствует себя его жена. Когда праздник подошел к концу, мы получили приглашение от Гиси на ближаший шабат. Гися тоже занимала какое-то место в верхушке общины. Гисина семья была не из вернувшихся к ответу. Ее отец во время войны, Великой отечественной, на фронте соблюдал кашрут. Что это значит, представьте сами. Иногда он ел только хлеб с водой, что бы не нарушить заповедь.
Когда мы вышли из зала, где проводилось торжество, Шолом-Бер отозвал меня в сторону.
- Я хочу тебя познакомить с одним мужчиной.
Я поняла, что рекомендации Оры достигли Израиля раньше меня.
- Он разведен, у него две дочери. Его жена не захотела разделить еврейский образ жизни. Он работает на хорошей работе. (Я не буду писать где, потому что, если меня прочтут ашкелонские, они поймут о ком речь). Может, ты обратила внимание, он так танцевал! Даже на голове стоял.
Я сослалась на усталость, я все-таки две ночи не спала, и обещала подумать. Думать я долго не стала. Меня смутили два момента (кроме стояния на голове): развод из-за религии и две дочери, которых воспитывает мама и с которыми папа общается. Во-первых, мне казалось, что расхождение во взглядах на религию не повод для развода. Во-вторых, его дочери по выходным всегда будут лучше моей, которую он будет видеть каждый день. Сейчас во втором я продолжаю быть уверена, а вот в первом сомневаюсь. Кстати, все, что потом я слышала об этом моем несостоявшемся женихе, говорило о том, что человек он, действительно, очень хороший.
Всю неделю мы занимались неотложными делами: открывали счет в банке, получали удостоверения личности, стали на учет в министерство абсорбции. А так же осваивали магазины. Тогда я впервые столкнулась с израильтянами и их отношением к новым репатриантам (олим хадашим). Как у людей загорались глаза, когда они узнавали, что я в стране два (три, четыре, пять...) дней. Меня даже обнимали на улице незнакомые люди. Обычно это выглядело так: мы все семьей идем открывать счет в банке, дорогу спрашиваю я. "Эйфо банк?"- обращаюсь я к прохожему. Он что-то начинает объяснять. По моему тупому выражению лица он начинает что-то подозревать. "Сколько времени ты в стране?" - эту фразу я знала. "Два дня." Он хватает меня за руку и ведет в банк, хотя до этого шел в другую сторону.
К вопросу сватовства Шолом-Бер не возвращался, приняв мое молчание, как отказ. В пятницу мы пошли в гости к Гисе. Кроме ее семьи и нас, была еще молодая пара и мужчина, по виду бухарец. Гисина семья, как я уже сказала, была религиозной не в первом поколении. Мужа Гися, солидного седоватого мужчину с роскошной бородой, называла Буми. Я спросила, почему она зовет его Буми, если он представился как Авраам. Оказалось, что, когда он играл в футбол за университетскую сборную, у него было прозвище Буми. Ничто человеческое не чуждо даже детям больших раввинов.
После благословения вина и всех полагающихся молитв началась достаточно светская беседа. Молодой парень, недавно женивщийся и, по этому поводу, все время ходящий с молодой женой по гостям (пригласить молодых в гости - благословение дому), рассказывал о своей поездке в Америку. Он восхищался американскими полицейскими, как может восхищаться интеллигентный мальчик-очкарик крутыми парнями из боевика. Неожидано в беседу вступил другой гость, Яша, так звали бухарца. Он не в тему рассказал, как его остановила полиция и искала наркотики. По тому, как он это рассказывал, у полиции были все основания для подозрений. Потом Яша еще пытался умничать, запутался в слове "аббревиатура". Я объяснила остальным, что Яша имел ввиду. И дальше меня уже понесло. Кто со мной знаком, тот знает, как я умею потоптаться по человеку, не выходя за рамки приличий. Дело в том, что по поведению Гиси, я доперла, что Яшу пригласили для меня. Потом мои догадки подтвердились. Когда Гися нас провожала, она сказала: "Я так понимаю, что Яша тебе не понравился..." В ответе она не нуждалась. Спустя какое-то время, я снова получила приглашение от Гиси. Мама и брат взбунтовались и не пошли. Они и в прошлый раз с трудом вынесли пение нигунов (мелодия для голоса без слов) Буми. "Напился, так веди себя прилично!" - сказал мой брат, когда мы вышли из гостей. Так что, в этот раз мы пошли вдвоем с Ларисой. Приглашенных, кроме нас, было шестеро: Тамара с дочкой Леной (ростовчане, приехавшие на месяц раньше нас) и папа с тремя сыновьями. Мальчики были погодки, старшему лет 10. А папа оказался не религиозный, он, конечно, был в кипе, но вид абсолютно светский. Я была очарована мальчишками. Живые, но в то же время воспитанные. Гися отозвала меня на кухню и рассказала, что папа мальчиков - вдовец. Я поняла, что мои ставки падают. Из "завидной невесты", которой предлагают жениха "на должности", я превратилась в "невесту капризную", которой уже сватают не религиозного жениха. Меня это позабавило. Я честно сказала Гисе, что, если бы к мальчикам не прилагался папа, я бы согласилась. После этого меня больше не сватали. Дело в том, что я совершила ужасный поступок, который перечеркнул всю мою предыдущую репутацию - я переехала из района ХАБАД в светскую часть города.

Продолжение следует...