"...И сказал Б-г Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, и после этого они выйдут с большим имуществом» (Брейшит 15:13,14).
Мы, евреи, ведем свой род от патриарха Авраама, который еще за несколько веков до египетского порабощения услышал слова Б-га о будущем еврейского народа. Прежде чем стать хозяевами на своей земле, евреям предстояло перенести тягчайшие испытания и через рабство прийти к свободе, к национальному единству.
Предсказанное – сбылось!
Несколько поколений спустя потомки Авраама продали брата своего – Иосифа – в рабство египтянам. История Иосифа – одна из самых поэтических и драматичных в Торе: бесправный раб поднялся до высокой должности первого советника Фараона, стал вторым после царя правителем земли Египетской.
Прошли годы, и братья Иосифа были вынуждены прийти в Египет. В стране Ханаанской случился жестокий голод, а в Египте, благодаря разумной предусмотрительности Иосифа, скопились большие запасы зерна.
Встреча братьев закончилась всепрощением: Иосиф со слезами радости пригласил их перебраться в благополучный тогда Египет с семьями. Их было 70 человек – первых евреев, поселившихся в стране фараонов.
Иосиф и его братья умерли. Сменялись поколения, и сыны Израиля «расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Давным-давно были забыты другими фараонами заслуги Иосифа перед землей Египетской, а многочисленное потомство еврейское, чуждое Египту своими обычаями, укладом и языком было обращено в рабство. Евреев заставляли выполнять самую тяжелую работу: они дробили камни в каменоломнях, обжигали кирпичи и черепицу, прокладывали дороги в песках и возводили монументальные памятники. Колоссальные пирамиды фараонов, сохранившиеся и до наших дней, были сооружены руками наших предков – гением еврейского мастерства и смекалки.
Удел раба – покорность! И как бельмо в глазу, раздражал египетских правителей категорический отказ евреев ассимилироваться.
Гонения на них достигли предела: по приказу Фараона должны были убивать при рождении всех еврейских младенцев мужского пола... Чаша терпения еврейского народа переполнилась. Наступил пред-указанный Б-гом конец 400-летних бедствий.
Многовековое рабство – из поколения в поколение – приглушило в еврейском народе стремление к свободе. Но Б-жий промысел дал им силы, они сплотились, и по велению Всевышнего Б-жественная миссия освобождения своего народа была возложена на Моисея. «Освободи народ мой!» – сказал он тирану. Но владыка Египта ответил на это еще более жестокими притеснениями, отчего застонал весь народ еврейский – от мала до велика.
Тогда Б-г ниспослал на Египет десять небесных казней: вода превращалась в кровь, стада диких зверей вытаптывали посевы, а оставшееся –
обгладывала саранча, ураганы и град обрушивались на землю Египетскую... Десять казней были посланы на Египет, прежде чем воскликнул в ужасе Фараон: «Уходите!»
И поистине одиннадцатым чудом было, что все казни, обрушившиеся на египтян, обходили стороной угнетенных евреев.
И заповедал тогда Б-г евреям: «Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожив квасное в домах ваших... И когда спросят вас дети ваши: что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Б-гу, который прошел мимо домов сынов Израиля, когда поражал египтян, и дома наши избавил».
Ранним утром пятнадцатого ниссана, ровно через 400 лет (как было предсказанно), весь народ Израиля навсегда покинул Египет. Из горстки людей – 70 первопоселенцев – родилось могучее многомиллионное племя. Тора свидетельствует, что среди них было 600 тысяч одних только мужчин старше двадцати лет.
«И сказал Моисей народу: «Помните день сей, когда мы вышли из рабства Египетского...» (Шемот 13, 3).
Тираны не любят, когда их покидают миллионы подданных. Опомнившись от ужаса небесных казней, Фараон возглавил огромную армию,
ринулся вдогонку за непокорным народом и настиг евреев у самого берега Красного моря. При виде могучей армии кто-то из безоружных евреев взроптал и стал укорять Моисея: «Зачем ты увел нас – умереть в пустыне? Лучше б мы остались живыми в рабстве!»
Но ответил Моисей: «Не бойтесь, стойте – и вы увидите спасение Б-жье!» И свершилось новое чудо. Подул необычной силы ветер и раздвинул воды Красного моря, осушив морское дно. Сыны Израиля перешли на другой берег, а волны сомкнулись над теми, кто их преследовал...
Под покровом Б-га свободным пришел народ Израиля к горе Синай, где Всевышний явился им и дал десять заповедей как начало и основу Великого Учения.
«Я Б-г, Всемогущий твой, что вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства...», – так начинается первая из десяти заповедей. И напоминание об Исходе из Египта повторяется почти в каждой заповеди Торы, ежедневно повторяется в молитвах. Значение Исхода из Египта много шире, чем просто освобождение от физического угнетения: это символ начала становления нации.