В христианстве язычество воседает важно, на иконах. Есть святые-покровители земледельцев, торговцев, кузнецов, святые-покровительницы рожениц, святые-целители, святые, отвечающие за дождь... Слегка подправлен внешний облик и факты биографии. Программа по защите свидетелей работает так же. Рядом с иконами, у знающих людей, можно спросить о тарифах на услуги. Благополучное разрешение от бремени - 10 свечей, а вот удача в торговле подороже будет...
В иудаизме язычество ушло в катакомбы мидрашей. Вместе с четкой иерархией ангелов и демонов и их специализацией. Временами оно робко выскакивает в молитве, призывая по именам ангелов-защитников и жалуясь на Сатана-обвинителя. Иногда, подвипив, оно буянит у могил праведников, засовывая записки между камнями, повязывая ленточки на деревьях и припадая слюнявыми поцелуями к гробнице.
Почему же язычество так сильно?
Я замечала, что отношение к Богу у разных людей сильно разнится. Один воспринимает Бога, как строгого и бескомпромисного самодержца, который строго наказывает за проступки и снисходительно позволяет жить спокойно при хорошем поведении. Второй пытается вступить в переговоры: "Ты мне это, а я буду делать (не делать) вот это". Третий считает, что если хорошенько поканючить "Пожалуйста, ну, пожалуйста! Пожаааалуйста...", то он получит требуемое. Или ("Я так больше никогда-никогда...") отмажется от наказания. Мы явно переносим на Бога наши взаимоотношения с родителями.
Вообще, мне кажется, что социум оказывает на религию не меньшее влияние, чем религия на социальные отношения. Здесь существует явное взаимное проникновение.
Не потому ли официоз от религий старается избавиться от язычества, чтобы привить людям привычку к единовластию? И не потому ли "работники на местах" поддерживают веру людей в "заместителей", чтобы не терять дохода от нуждающихся в чуде?
Или убеждение человека в том, что Единый Творец не может, да и не хочет вникать в подробности жизни мелкого человека, так сильно? Или иметь заступника в природе человека?